Аквариум - Пушкинская, 10 (2009)



Альбом группы «Аквариум» «Пушкинская, 10» находился в работе десять лет. Во всяком случае, так утверждает автор. Действительно, все песни, составившие пластинку, неоднократно исполнялись на концертах и хорошо знакомы поклонникам группы. Кроме того, некоторые песни выходили на концертных альбомах и неофициальных видеозаписях.

И все же, студийное звучание придает песне оттенок завершенности. Говоря иначе, альбомный вариант песни становится каноническим, а все иные ее прочтения, появлявшиеся ранее или возникающие позже – уже импровизация. Да и жизнь песен, вошедших в номерной альбом коллектива, существенно продлевается.

«Пушкинская, 10» не только увековечивает песни Бориса Гребенщикова, но и предлагает вспомнить Майка Науменко, лидера группы «Зоопарк», погибшего в 1991-ом году. Как известно, Борис и Майк были дружны, поэтому появление на альбоме «Аквариума» песни «Вперед, Бодхисаттва», входившей в репертуар «Зоопарка», вполне закономерно и объяснимо. Тем более, что на концертах «Аквариума» песня исполнялась нередко. Также, как и «Анархия» Цоя. Но, увы, последней места на «Пушкинской, 10» не нашлось.

Зато тут прописались такие давние вещи, как «Письма с границы», «Два поезда» («Влюбленные в белом купе»), «Как стать Таней» и появлявшаяся еще на «Феодализме» и в «Письмах капитана Воронина» композиция «День радости». На последнюю, кстати, Александром Бровко был снят неплохой видеоклип, который музыканты решили демонстрировать в интернете.

Примечательно, что во всемирной сети «Аквариум» решил распространить и весь альбом. В день официального релиза CD все композиции альбома появились на странице «Аквариума» в соцсети «Круги» (http://aquarium.kroogi.ru) Впрочем, такой способ распространения своих записей музыканты используют не впервые: так же распространялся концерт «Аквариума» в Альберт-Холле, и предыдущий номерной альбом «Лошадь белая». Таким образом, каждый желающий имеет возможность скачать песни группы и, если сочтет необходимым, может отблагодарить музыкантов денежным вознаграждением, размер которого определит сам.

Что же до самих песен, то, как водится, при прослушивании альбома уже традиционно возникли параллели между композициями с «Пушкинской, 10» и некоторыми записанными ранее. Так, к примеру, превосходная песня «Обещанный день» сильно напомнила «Еще один раз» с альбома «Лошадь белая», «Теорема шара» вызвала ассоциацию со «Словом Паисия Пчельника» с той же «Лошади», а «Девушки танцуют одни» один в один совпала с «Терапевтом» с «Беспечного русского бродяги».

Но даже не смотря на самоцитирование, которым так любит грешить Борис Борисович, альбом получился великолепным. Возможно, так происходит с любым материалом, проверенным временем, но любой ли материал выживет под гнетом летящих лет?
Личная оценка: 9/10
dimmex