Транспозиция



Транспозицией называется точный перенос произведения или его части в другую тональность.
Она применяется в различных случаях:

1. Для сочинения секвенций.
2. Для переноса из одной тональности в другую более крупных музыкальных фрагментов, как непосредственно (сопоставление), так и "на расстоянии".
3. При игре партий некоторых духовых инструментов (валторна, труба, кларнет, английский рожок) на фортепиано или, наоборот, при записи партии одного из этих инструментов, необходима транспозиция. (Партией называются ноты, которые исполняют один или группа инструментов, играющих одно и то же).
4. Вокальные сочинения (песни, романсы) пишутся для определенного по высоте голоса. В случае их исполнения другим, более низким или более высоким голосом, необходима соответствующая транспозиция в удобную тональность.
5. То же иногда делают в случае переложения музыки (фортепианной - для оркестра или ансамбля, или написанной для одного инструмента - для исполнения на другом). Первоначальная тональность в этом случае часто становится неудобной для исполнителя на другом инструменте.
6. Для переложения для фортепиано партий инструментов, играющих в других ключах, кроме басового и скрипичного.

Существуют три способа транспозиции:

1. "Ступеневый" способ.
Определяется тональность данного произведения. Каждый звук в ней рассматривается как определенная ступень. В новой тональности выставляются ключевые знаки. Затем, при сохранении той же последовательности, ступени записываются нотами уже в новой тональности. При этом случайные знаки остаются на тех же местах, что и в первом варианте. Они должны сохранять свое понижающее или повышающее значение, но при этом могут меняться (диез на бекар и т.д.).

2. "Интервальный" способ.
Определяется первоначальная тональность и тональность, в которую нужно транспонировать произведение; выставляются ключевые знаки новой тональности. Затем нужно найти интервал между тониками тональностей. Каждый звук произведения нужно перенести на этот интервал. При этом достаточно соблюсти количественную (ступеневую) величину интервала. Случайные знаки определяются также, как и при первом способе.

3. "Горизонтальный интервальный" способ.
Первый звук находится путем построения интервала между тониками первоначальной и новой тональностей. А затем интервалы между соседними звуками мелодии переносятся в новую тональность (и здесь можно сосчитать только количественную величину интервала). Этот способ особенно удобен при преобладающем поступенном движении мелодии.