Музыкальные длительности - обучение нотной грамоте на Glissando.ru

Музыкальные длительности



Ритмом называется организованная последовательность длительностей звуков.

Длительность - условная продолжительность звука, не зависящая от времени.

Другими словами, фактическая продолжительность звука будет зависеть в первую очередь от темпа. Длительности же нужны в первую очередь для создания правильного ритма.
Длительность (продолжительность) звука обозначается нотными знаками:

1) овалами - пустыми или закрашенными
2) штилями (вертикальными палочками), которые прибавляются к головке (овалу) ноты справа вверх, если нота находится ниже третьей линейки, или слева вниз, если нота располжена выше третеьй линейки. У ноты на третьей линейке возможны оба варианта, но чаще штиль пишется вниз:



3) хвостами, которые добавляются к штилю всегда справа.
4) ребрами - одной и более горизонтальными линиями, если ноты соединяются в группы по две, три и т.д.
5) точками. Точка ставится справа от ноты и повышает ее длительность наполовину.
6) лигами. Лига - изогнутая линия, которая объединяет длительности двух нот.
Основной длительностью для отсчета в музыке является четвертная .
Две четверти образуют половинную, две половинных - целую. Четверть также делится на две восьмых, восьмая - на две шестнадцатых, шестнадцатая - на две тридцать вторых.
Можно легко ориентироваться в длительностях, исходя из их названий: одна целая равна восьми восьмым или шестнадцати шестнадцатым.

Теперь про обозначения:
Пустым овалом без штилей обозначается целая длительность. Пустым овалом со штилями - половинная, закрашенным овалом со штилями без хвостов - целая, с хвостами - от восьмой и ниже, в зависимости от их количества:



Так зачем же все-таки нужны длительности и как строится правильный ритм?
Зная соотношение между длительностями, мы сможем играть ритмично, просто следя за тем, чтобы соблюдалось это соотношение. Например, две восьмых должны укладываться по продолжительности в четверть. Напомню, что в зависимости от темпа, эти две восьмых могут играться как быстро, так и медленно, но тогда и целая будет играться быстрее и медленнее.