Минор. Минорные тональности



Минорным ладом или минором называется лад из 7 ступеней, где расстояние между I и III ступенями - малая терция, а на I ступени образуется минорное трезвучие.

Пример минорной гаммы - белые клавиши фортепиано от ля вверх и вниз. Ее строение - тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Тоника, субдоминанта и доминанта, а также неустойчивые и вводные звуки, медианта и субмедианта соответствуют тем же ступеням, что и в мажорной гамме.
По буквенной системе минор обозначается словом moll. Оно прибавляется через дефис к анзванию тоники, которое принято записывать со строчной буквы. Например, до минор - c-moll, фа-диез минор - fis-moll.

В краткой записи названия минорной тональности обозначение тоники обязательно с прописной буквы: ми, соль-диез, е, gis.

В каждой минорной тональности можно найти мажорную, которая строится на тех же звуках. Мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковые звуки в натуральном виде, а значит, и одинаковые ключевые знаки, называются параллельными. Минорная тональность находится на малую терцию ниже параллельной мажорной, а мажорная - на малую терцию выше параллельной минорной.

Как и в параллельном До мажоре, в ля миноре нет ключевых знаков.

Для запоминания ключевых знаков остальных минорных тональностей можно составить две схемы, подобные схемам мажорных тональностей.

Для определения знаком диезных минорных тональностей:

Минорная тональность: ля мисифа#до#соль#ре#ля#
Ключевые знаки: -+ фа#+ до#+ соль #+ ре#+ ля#+ ми#+ си#


Бемольные минорные тональности:

Минорная тональность: ля bми bси bфа bдосольреля
Ключевые знаки: фа b+ до b+ соль b+ ре b+ ля b+ ми b+ си b-


В музыке широко исопльзуются три вида минора: В натуральном миноре нет изменения высоты ступеней и случайных знаков.
В гармоническом миноре повышается VII ступень.
В мелодическом миноре, по сравнению с натуральным, повышаются VI и VII ступени.