Мажор. Мажорные тональности



Мажорным ладом или мажором называется лад из 7 ступеней, где расстояние между I и III ступенями - большая терция, а на I ступени образуется мажорное трезвучие.

Пример мажорной гаммы - белые клавиши фортепиано от до вверх и вниз. Ее строение - тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Другими словами, если двигаться от до вверх, то следующая ступень лада будет располагаться на расстоянии тона (двух полутонов) от до. Это будет ре. Третья ступень - на расстоянии тона от ре и так далее.

Тональностью называется высота лада.
Любой звук может служить тоникой лада. Поэтому один и тот же лад может быть расположен на любой высоте.

Название тональности состоит из двух частей - обозначения тоники и лада: До мажор, Фа-диез минор и т.д. Названия мажорных тональностей принято записывать с заглавной буквы. При использовании буквенных обозначений, к названию тоники мажорной тональности прибавляется через дефис dur. Например, До мажор - C-dur, Фа-диез мажор - Fis-dur и т.д.

Для краткости, тональности иногда обозначают одним названием тоники. В этом случае обозначение тоники мажорной тональности обязательно пишется с заглавной буквы (До мажор - C). Во всех мажорных тональностях, кроме До мажора, необходимыми являются ключевые знаки альтерации.

Эти знаки определены в каждой тональности и укладываются в следующую общую схему:

Мажорная тональность: ДоСольРеЛяМиСиФа#До#
Ключевые знаки: -+ фа#+ до#+ соль #+ ре#+ ля#+ ми#+ си#


Как пользоваться этой схемой? В первой строчке перечислены мажорные тональности, во второй - ключевые знаки, которые получаются наложением на предыдущие (о чем говорит знак плюс).
К примеру, До мажору соответствует прочерк - нет ключевых знаков. Чтобы найти знаки для Ля мажора нужно объединить все предыдущие знаки (слева в таблице) с знаком, который добавляется в столбце Ля (соль#). Получим, что в Ля мажоре ключевые знаки будут: фа#, до#, соль#. И так далее.

Такая же схема может быть построена для мажорных бемольных тональностей, с той лишь разницей что двигаться теперь нужно справа налево, а не слева направо.

Мажорная тональность: До bСоль bРе bЛя bМи bСи bФаДо
Ключевые знаки: фа b+ до b+ соль b+ ре b+ ля b+ ми b+ си b-